Первый этап — регистрация компаний в системе «Честный знак». После для разных видов продуктов определят сроки для начала маркировки. Какие дополнительные траты уже сейчас закладывает бизнес? Как это может отразиться на цене продукции?
С 1 сентября в России началась обязательная маркировка кофе и чая, сладостей и спортивного питания. Пока идет этап регистрации компаний в системе «Честный знак». И затем для разных видов продуктов будут разные сроки начала нанесения маркировки. С октября начнут маркировать спортивное питание, с декабря — какао. А в следующем году — чай, кофе, кондитерские изделия, торты и пирожные. Какие дополнительные траты уже сейчас закладывает бизнес? И как это может отразиться на цене продукции? Г
Денис Гиззатов
директор российского производителя чая и кофе «АромаЧайКофе»
«По моим оценкам, процентов 10-15 все равно есть, но это даже не контрафакт, а обман в плане составляющих. Наверное, например, в кофе в составе арабика, робуста или в чае, допустим, более дешевое сырье выдают за более дорогое. По поводу цены товара — она увеличится, тут без вариантов, потому что мы сейчас изучаем этот вопрос и хотим делать до конца года как раз. Потому что сразу забирают 50 копеек с каждой позиции, можно сказать, это дополнительный налог, неважно, там 5 граммов чая, 10 граммов чая. По-моему, от 10 граммов. На каждую пачку чая, кофе 50 копеек за штуку сразу автоматом, и это еще без НДС. И оборудование для того, чтобы это все сделать. Примерно каждая чайная или кофейная линия обойдется производителю в миллион рублей, то есть дорого. Это оборудование для фасовки, маркировки и технического [контроля]».
Что касается сладостей, самая сложная ситуация с мелкими недорогими изделиями. Для маленьких шоколадок затраты на маркировку будут превышать даже сумму налога на прибыль. Комментирует президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев:
— У нас есть первое предложение от интеграторов этой компании, которые поставляют оборудование для нанесения Data Matrix. Первое предложение — от 3 млн за упаковочную машину до 7 млн рублей. Соответственно, поскольку на фабрике десятки машин, первый этап оценочно обойдется примерно в 200 млн рублей. Если будет второй этап с агрегацией, когда ты не просто наносишь Data Matrix, а с упаковочных машин снимаешь информацию, какие конкретно шоколадки попали в какой конкретно блок, привязываешь эти шоколадки к этому блоку. И дальше по всей цепочке своя складская логистика дистрибьюторская, там маркетплейсы, торговые сети прослеживают путь шоколада, сканируя каждый раз все блоки при отгрузке и при приемке. Такая агрегация, пока вообще непонятно, во сколько обойдется, поскольку нет технических решений, которые позволили бы это сделать. Страшно представить, если эти решения появятся, сколько это будет стоить.
— Может ли введение всей этой маркировки как-то отразиться на цене вашей продукции?
— Отразится неравномерно. То есть одно дело какие-то крупные упаковки по 100-200 граммов, а другое дело, что сейчас маркировка вводится на все изделия, начиная от веса свыше 20 граммов. Например, шоколадка 25 граммов, плановая прибыль с нее в конце года — 2,5 рубля, из которых налог на прибыль 25% — это около 60 копеек, и в 50 копеек будет обходиться только покупка Data Matrix плюс расходы на его нанесение. То есть мы получаем фактически на малых изделиях расходы на Data Matrix, которые больше, чем налог на прибыль. Сейчас рынок идет в сторону маленьких изделий, в сторону снека, в сторону небольших весов около 25, 30, 40, 45 граммов. И маркировка этой продукции с малыми весами существенно добавит к стоимости. То есть 10% это будет минимум, а при введении агрегации — существенно больше.
Как говорит Муравьев, на рынке сладостей, по его наблюдениям, нет контрафакта. Компания сталкивалась с подделками только в Китае, но там маркировка никак не решит проблему. По данным оператора системы «Честный знак» — Центра развития перспективных технологий, нелегальный оборот на рынке составляет 12%, пишет издание Shoppers. А в спортивном питании доля контрафакта может достигать 50%.
Источник: BFM.RU